Греческий авиаперевозчик Ellinair сейчас в нокауте, коронавирус COVID-19, можно сказать, просто пригвоздил авиакомпанию к земле, отмечает электронный вестник aviav.ru. Пандемия серьезно ударила по различным сферам, авиационная отрасль, наверно одна из тех, кому досталось больше всех. Крупные авиакомпании фиксируют огромные убытки, а мелким оператором еще хуже, они просто стараются выжить. Закрытие международного воздушного сообщения – это серьезный удар по авиакомпаниям, работающим в сегменте туристических перевозок. Это ощутимый удар по экономике стран, ВВП который определяет в значительной мере туристический бизнес.
Греческие авиакомпании, в том числе и Ellinair, находятся в очень тяжелом финансовом положении. В стране уже несколько недель действует жесткий карантин, предполагающий серьезные ограничения на передвижение граждан. Карантин предполагает режим самоизоляции, прочие ограничения. Авиакомпания столкнулась с первой волной ограничений еще в феврале. Речь идет о международных авиаперевозках учащихся, сообщении между Грецией и Италией. Данный вид деятельности составляет значительную долю общего объема пассажирских авиаперевозок Ellinair. Потери составили более одного миллиона евро, а для небольшой авиакомпании это серьезные убытки. Авиаоператор был вынужден полностью перекроить расписание рейсов, задуматься всерьез об оптимизации расходов.
Следующие удар – это закрытие границ, падение потока туристов, а еще компания столкнулась с проблемой простоя авиатехники. Чартерные полеты пришлось сворачивать, 16.03.2020 пришлось приостановить все без исключения международные рейсы, которые компания выполняла на регулярной основе. 31.03.2020 аналогичная судьба постигла внутренние авиалинии. Сейчас на приколе находится весь авиапарк Ellinair. Провозные емкости греческого оператора, стоит отметить, состоят всего из шести узкофюзеляжных ВС Airbus A-319/320.
Авиаоператор столкнулся с целым рядом негативных последствий кризиса, охватившего авиационную индустрию ЕС, стран Азии и Северной Америки. Пассажиры греческой авиакомпании хотят вернуть денежные средства за билеты, которые те ранее забронировали. Требования распространяются также и на билеты, купленные по так называемому «невозвратному» тарифу. Платежи, как показывает практика, несут отрицательный характер, перевозчик терпит дополнительные убытки, отмечает представитель компании Т. Паскалис. Воздушные суда авиакомпании эксплуатируются на условиях лизингового соглашения. Компания Ellinair делает все, чтобы добиться временной отмены лизинговых платежей. Провозные емкости сейчас простаивают, что, естественно, сказывается на выручке авиакомпании.
Руководство авиаперевозчика отлично понимает, что ситуация в сфере воздушного транспорта не сразу стабилизируется после кризиса. Не факт, что речь идет о периоде в несколько лет. В компании надеются, что пролонгация договоров аренды позволит решить вопрос с лизингодателем. Это оптимальный вариант для обеих сторон, отмечает Т. Паскалис. Многие лизингодатели, все же, требуют выплаты в полном объеме. Они хотят получить оплату аренды за прошлые/будущие месяцы, тот факт, что авиатехника простаивает, их клиент испытывает дефицит ликвидности, их, по всей видимости, не интересует.
По словам главы Ellinair, их доходная часть сейчас равна нулю, а расходная часть осталась прежней. На них по-прежнему «весит» выплата заработной платы сотрудникам, плата за аренду авиатехники, плюс они несут расходы, связанные с поддержкой работоспособности провозных емкостей. Аэропорты, как показывает практика, не спешат идти на уступки, как и прежде, исправно требуют оплату в полном размере за парковку ВС. Переговоры касательно сокращения вышеозначенных платежей ни к чему не привели, аэропорт даже отказался предоставить отсрочку по выплатам.
Месяц назад авиакомпания Ellinair и 5 других местных чартерных авиаперевозчика Bluebird Airways, Orange2Fly, GainJet Aviation, Air Mediterranean и Lumiwings обратились за помощью к правительству Греции. Речь идет о просьбе в письменной форме, отправленной в конце марта в Министерство Финансов. Финансовая помощь со стороны государства позволит избежать целой волны банкротства вышеперечисленных перевозчиков.
Индустрия воздушного транспорта страны рассчитывает на целостные меры со стороны правительства, заявил в рамках интерактивной конференции Паскалис, посвященных проблемам отрасли. Все, что было реально сделано, это частичная компенсация расходов, связанных с выплатой зарплаты персоналу. Приоритет государства, когда речь идет о предоставлении финансовой поддержки, традиционно отдается крупным авиакомпаниям, но это не совсем честно по отношению к более мелким игрокам, среди которых и Ellinair, отмечает господин Паскалис.